О том, что сны сбываются, во французском городке Коньяк уверен
любой. Если бы не сон шевалье Жака де ла Круа, то о маленьком поселении
на берегу реки Шаранта мало бы кто знал. Впрочем, история появления
известного всему миру алкогольного напитка не обошлась без банальности:
вернувшись из очередного похода, Жак де ла Круа застал в родовом замке
жену с любовником и убил в порыве ярости обоих. После чего рыцаря стали
мучить ночные кошмары — сам дьявол являлся во сне ревнивцу, обещая
завладеть его душой. Для этого сатана угрожал дважды сварить тело
шевалье в кипятке и извлечь его душу.
Жак де ла Круа счел сон вещим, и дважды перегнал вино, отсекая при
этом у него «голову» и «хвост» — первые и последние части спирта. В
результате и получилась «душа» вина, ныне именуемая коньячным спиртом.
До сих пор в процессе дистилляции спирта винокуры отсекают «головы» и
«хвосты» — не столько в дань истории, сколько ради получения продукта
высокого качества, ведь в деле производства коньяков мелочей нет. И это
главная причина того, что город Коньяк стал известен всему миру.
Все дело в нюансах
Как известно, название «коньяк» официально закреплено лишь за тем
напитком, который делается в одноименном городе. Точнее, для его
производства нужен виноград, выращенный в шести округах юго-западной
Франции: Grande Champagne (Большая Шампань), Petite Champagne (Малая
Шампань), Borderies (Бордери), Fins Bois (Тонкие Леса), Bons Bois
(Хорошие Леса) и Bois Ordinaires (Обыкновенные Леса). Всего площадь,
занятая виноградниками, составляет 75 тыс. га, но лишь малая часть
урожая идет на приготовление напитка. Все дело в том, что перед
посадкой виноградной лозы территорию будущего виноградника оставляют
«отдыхать» в течение четырех лет, и еще столько же гроздья винограда
сохраняют на лозе — собирают лишь пятый урожай, который и пойдет на
приготовление коньяка.
Процесс брожения виноградного сока — не менее особый, он должен
проистекать при температуре 22-23°C, что важно для правильной
дистилляции будущего коньячного спирта. Двойная перегонка вина
начинается лишь тогда, когда вино имеет крепость 8°, да и во времени
дистилляция ограничена периодом с 1 ноября по 31 марта. Считается, что
иначе вино может забродить по второму разу и будет испорчено.
Хранение полученного коньячного спирта является не менее сложным
процессом. Напиток, именуемый французами eau-de-vie («живая вода»),
крепостью в 70°, разливается в дубовые бочки, которые делаются только
из деревьев, растущих в районе города Лимож. При этом под будущее сырье
годятся только экземпляры 8-метровой высоты в возрасте 30-35 лет.
Каждый коньячный дом бережно хранит традиции предков, не раскрывая
тайны того, почему же с такой дотошностью соблюдаются, казалось бы,
малозначимые нюансы. Но утвер-ждается, что без них коньяк не был бы
коньяком. Впрочем, известность к городу могла и не прийти, не будь он
столь удачно расположен — на берегу реки, впадающей в Атлантический
океан возле крупного порта Ла-Рошель. Ведь более старый напиток —
арманьяк — подобной славы не снискал. На что жители Коньяка возразят —
это еще один нюанс, хотя и весьма важный. Умение выбирать друзей
Многие сомелье считают, что высшим достижением кельтской культуры
является Irish Cream. Однако данное утверждение спорно, ведь без
ирландца Ричарда Хеннесси мир не узнал бы и о коньяке. В декабре 1765
г. бывший капитан французской армии высадился на острове Рэ залечивать
раны. Тогда о славном напитке, способном поднять на ноги мертвого,
слышали лишь жители Коньяка и окрестных городов. Попробовав то, что
ныне мы именуем коньяком, Ричард Хеннесси решил заняться алкогольным
бизнесом.
В компаньоны ирландец взял своего соотечественника Джона Саула, и
вместе они быстро вышли на британский рынок. Но к моменту, когда Ричард
Хеннесси передал коньячный бизнес своему сыну Жаку, Джон Саул оставил
совместное дело. Впрочем, 19-летний Жак с выбором нового партнера не
прогадал и пригласил войти в дело ирландского купца Самуэля Тернеря. И
тот предложил перевести часть складов в Гамбург, откуда проще было
поставлять напиток в Соединенные Штаты. После победы в войне за
независимость, достигнутой не без помощи Франции, покупка французских
товаров стала для американцев политическим решением, и коньяк
«Хеннесси» появился в тавернах городов США. Для торгового дома
«Хеннесси» выход на американский рынок стал настоящей находкой, Жак
Хеннесси даже рискнул купить конфискованную у владельцев землю в
окрестностях Коньяка, где и заложил собственное производство напитка.
Продажи коньяка в Америке были настолько высоки, что в создание
дополнительного производства Жак Хеннесси вложил басно-словную по тем
временам сумму — ?150 тыс. После этого компания «Хеннесси» обогнала по
объему экспорта всех более именитых на тот момент конкурентов, а само
слово «коньяк» стало прочно ассоциироваться с торговым домом
«Хеннесси». Все это позволило Жаку Хеннесси стать выгодной партией в
родном городе: в 1795 г. его просьба руки и сердца Марты Мартель,
дочери самого богатого купца города, была с радостью встречена ее
отцом, чье реноме основателя известного коньячного дома было
поколеблено успехом коньяка «Хеннесси». Открытие миру
Став знаменитым в Старом и Новом Свете, коньяк продолжал открывать
себя миру. И даже наполеоновские войны с обязательной блокадой Британии
тому не помешали — Жак Хеннесси вовремя перевел торговые операции в
бельгийские Остенде и Брюгге, которые сохраняли в англо-французской
торговой войне нейтралитет. В 1859 г. коньяк завоевывает Индию и Китай,
а вскоре появляется и в Австралии. Впрочем, традиционные рынки также
были важны для экспорта коньяка, в 1832 г. «Хеннесси» бесплатно
приобрел прекрасного «дилера» в Англии. Имя ему — эпидемия холеры:
британские врачи в качестве лучшего средства дезинфекции рекомендовали
пациентам французский коньяк. В результате «Хеннесси» буквально сметали
из торговых лавок.
Став популярным как среди аристократии, так и мещан, алкогольный
напиток остро нуждался в некой классификации, способной дать каждому
сословию продукт его уровня. Идея маркировки коньяка с помощью
звездочки пришла в голову Морису Хеннесси — четвертому владельцу
коньячного дома из династии знаменитого ирландца. С 1865 г. именно с
его подачи каждые два года выдержки коньяка начали маркировать одной
звездочкой — более старые сорта сохраняли традиционные названия. В
результате коньяки V.S.O.P. (Very Superior Old Pale) и X.O. (eXtra Old)
появились на столах английского короля Георга IV и русского царя
Александра I, а «Хеннесси» открыл в Лондоне и Санкт-Петербурге свои
представительства.
И все же главной причиной успеха торгового дома стоит считать
постоянный поиск новых рынков. Доселе коньяк считался консервативным
напитком, и его появление в Африке или Японии казалось многим
бессмысленным. Однако Морис Хеннесси рискнул. В результате внешние
рынки помогли выстоять против беды, скосившей на корню почти все
французское виноделие. В 1880-х гг. практически весь урожай был съеден
филлоксерой — «Хеннесси» доставили из Техаса стойкие к вредителю
саженцы, и вскоре кризис был преодолен.
Морису Хеннесси принадлежит еще два изобретения. Во-первых, он
первым озаботился защитой своей продукции от подделки. И для этого не
только зарегистрировал собственную торговую марку, но и начал продавать
коньяк в бутылках. В 1865 г. это стало поистине революционным событием,
ведь доселе напиток продавался исключительно в дубовых бочках, в
которых и хранился. Сегодня наиболее старые сорта коньяка хранятся в
стеклянных бутылях, помещенных в специальные ивовые корзины, которые
предохраняют коньяк от губительного для него солнечного света.
Во-вторых, Морис Хеннесси первым стал использовать то, что ныне
называется «имиджевая реклама» — он лично следил за тем, чтобы ни одно
светское мероприятие с участием августейших лиц Европы не обходилось
без бутылки «Хеннесси». А вскоре данный напиток превратился в
обязательный атрибут меню модных клубов и круизных теплоходов.
В США во время сухого закона для преодоления запрета был придуман
прекрасный маркетинговый ход: «Хеннесси» стали продавать в аптеках,
исключительно для «использования в медицинских целях». В настоящее
время в США настолько привыкли к коньяку «Хеннесси», что сочинили о нем
более двух десятков песен. Большинство из них в стиле рэп, так как ныне
коньяк стал напитком преимущественно афроамериканцев в США.
Популярность виски среди белых американцев стала причиной того, что
чернокожие жители США выбрали себе иной культовый напиток.
Семейный бизнес
Восьмой представитель коньячной династии — Морис-Ришар Хеннесси —
сегодня работает… самим собой. Предыдущий глава компании Килиан
Хеннесси в 1971 г. продал долю в семейном бизнесе дому Moet &
Chandon, а 17 лет спустя объединенная компания вошла в состав холдинга
Louis Vuitton. Теперь эта крупнейшая корпорация Европы владеет
полусотней известных мировых брендов, ассоциирующихся со словами
«роскошь» и «изящество». Но «Хеннесси» — один из немногих, кто сумел
сохранить элитарность и лидерство на коньячном рынке.
Морис-Ришар Хеннесси, потомок основателя торгового дома, считает,
что это связано с умением хранить традиции и одновременно улавливать
новые тенденции в бизнесе. К слову, главным виноделом и хранителем
погребов работает седьмой потомок Яна Филью, который занимал подобную
должность в 1800 г. Ну, а Морис-Ришар Хеннесси почти ежедневно
встречается с клиентами и колесит по всему миру. Хотя бизнес уже давно
принадлежит не ему, потомки Ричарда Хеннесси еще долго будут оставаться
лицом самого популярного в мире коньяка.
|